Акустические системы. Акустика музыкальная Профессиональные акустические системы и оборудование - широкие возможности и демократичные цены

наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как Высота звука, Громкость звука, Тембр и длительность музыкальных звуков, Консонанс и Диссонанс, музыкальных системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. а. используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии (См. Гармония), музыкальных инструментов, инструментовки (См. Инструментовка) и т. д.

Как раздел музыкальной теории М. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. а. связан с именем выдающегося немецкого учёного-физика и физиолога 19 в.Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха - так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. а. внесли в конце 19 - начале 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), которые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. а. связан с исследованиями советского музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, № 6; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Köhler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift für Psychologie», 1910-13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, N. Y., ; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., . См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А.

Музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. а. используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии (См. Гармония), музыкальных инструментов, инструментовки (См. Инструментовка) и т. д.

Как раздел музыкальной теории М. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. а. связан с именем выдающегося немецкого учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха - так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. а. внесли в конце 19 - начале 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), которые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. а. связан с исследованиями советского музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, № 6; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Köhler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift für Psychologie», 1910-13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, N. Y., ; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., . См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А.

Е. В. Назайкинский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Музыкальная акустика" в других словарях:

    Акустика - получить на Академике актуальный промокод на скидку Эльдорадо или выгодно акустика купить с дисконтом на распродаже в Эльдорадо

    Музыкальная акустика раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков. Как и общая акустика, музыкальная акустика междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и (частично) понятийный аппарат… … Википедия

    Наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса… …

    Область акустики, в к рой изучают объективные физ. закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследуют хар ки муз. звуков (высоту, громкость, спектр, переходные процессы и др.), разл. муз. системы и строп. М. а. изучает… … Физическая энциклопедия

    Наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явления консонанса… … Энциклопедический словарь

    АКУСТИКА - (от греч. akouo слушаю), учение о звуке, одна из древнейших и наиболее развитых отраслей физики. Акустика может быть разделена на 1) общую, 2) физиологическую, 3) атмосферную, 4) архитектурную, 5) музыкальную. Общая акустика изучает процессы… … Большая медицинская энциклопедия

    Акустика - Акустика. Спектры звука различных музыкальных инструментов. АКУСТИКА (от греческого akustikos слуховой), в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от греческого akustikos слуховой), в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением… … Современная энциклопедия

    - (от греч. akustikos слуховой) в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей… … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Акустика (значения). Акустика (от греч. ἀκούω (акуо) слышу) наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием… … Википедия

    И; ж. [от греч. akustikos слуховой]. 1. Раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о звуке вообще. Общая, теоретическая а. 2. Звуковая характеристика какого л.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Научные сочинения в 3-х томах. Том 2. Общие вопросы естествознания , Гете Иоганн Вольфганг. Второй том настоящего издания продолжает знакомить читателя с сочинениями великого немецкого поэта, посвященными наукам о природе. Публикуемые работы Гёте-естествоиспытателя объединены в…

Акустика музыкальная – наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, а также музыкальные системы и строи. Своей основой она имеет физическую акустику (законы колебания упругих тел, законы резонанса, интерференции звуков и т.д.) и психофизиологию слуха (свойства органа слуха, слуховых ощущений, восприятий и представлений). В свою очередь, музыкальная акустика служит основой для понимания ряда явлений, рассматриваемых в учении о гармонии (консонанс и диссонанс, построение и соединение созвучий, зависимость их звучания от регистра, образование ладов и т.д.), в инструментоведении (звуковые качества музыкальных инструментов, а также певческих голосов, музыкальный строй и настройка музыкальных инструментов), в оркестровке (сочетания тембров музыкальных инструментов, искажения созвучий тонами совпадения и комбинационными тонами, маскировка звуков звуками).

Основной объект изучения музыкальной акустики – музыкальный звук. В музыке употребляются главным образом звуки, обладающие определенной высотой, тембром и громкостью (собственно музыкальные звуки). Звуки, обладающие двумя свойствами – тембром и громкостью (музыкальные шумы), могут также найти место в музыкальном произведении, но лишь при определенных условиях и в ограниченных масштабах. Наш слух воспринимает звуки приблизительно в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду, частотный же диапазон звуков, применяемых в музыке, находится в пределах от 16 до 4 500 герц (приблизительно). Звуки с частотой свыше 4 500 герц бедны обертонами и поэтому маловыразительны. Громкостный диапазон звуков, применяемых в музыке, также значительно уже диапазона звуков, воспринимаемых нашим слухом. Звуки, близкие к слуховому порогу (очень тихие) и звуки, близкие к болевому порогу (очень громкие), как правило, не применяются в музыке, т.к. первые требуют от нас напряженного внимания, вторые вызывают в нашем органе слуха неприятное давление и болевые ощущения.

Злоупотребление шумами и звуками, находящимися за пределами обычных норм художественного восприятия, является одной из характерных черт современной рок-музыки.

Музыкальная практика чаще всего пользуется созвучиями, в основе которых лежит терцовое соотношение звуков. Этот факт объясняется тем, что терции обладают сравнительно с другими интервалами особой характерностью: большая терция звучит мажорно, малая – минорно. Связь между звуками, образующими созвучие, обусловленная общими обертонами, может быть сильной и слабой. В зависимости от характера связей между звуками созвучие может звучать мягко (консонанс) и жестко (диссонанс). Связями между звуками объясняется также последовательность созвучий, наиболее часто встречающаяся в музыкальной практике. Организация звуков по высоте образует звуковую (музыкальную) систему. Звуковые системы возникли путем слухового отбора звуков, зависящего от различных социально обусловленных эстетических принципов.

Всякая звуковая система характеризуется: диапазоном (расстоянием между ее крайними по высоте звуками) и звуковым заполнением (количеством звуков в пределах диапазона и их интервальными соотношениями). Расположение звуков в последовательном порядке по возрастающей или убывающей высоте дает звукоряд. Для определения диапазона системы пользуются звукорядом, сведенным в гамму, т.е. сжатым до границ, не превышающих одну октаву. Например, звукоряд можно изложить в виде гаммы. Различают трехзвуковые системы (например, в диапазоне кварты), пятизвуковые (в диапазоне сексты или септимы), семизвуковые (в пределах септимы) и т.п. Звуковые системы возникают в практике музыкального искусства – народного и профессионального. Стремление определить и зафиксировать при помощи математических формул частотные (высотные) отношения между звуками музыкальных систем приводит к созданию математических строев. Эти строи служат основой для настройки музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (например, 12-звуковой равномерно темперированный строй, принятый в музыке) и носят чисто теоретический (математический) характер. В пении, вообще не опирающемся на фиксированный звукоряд, а также при исполнении на инструментах с частично фиксированной высотой звуков (например, скрипка с ее четырьмя настроенными струнами) и на духовых инструментах реальное звучание лишь приблизительно соответствует математическим расчетам, характеризующим тот или иной строй. Но даже у инструментов с полностью фиксированным звукорядом (фортепиано) настройка в каждом отдельном случае производится с большим или меньшим приближением к математически точной высоте («приближённый строй») и с течением времени (в частности, в связи с употреблением инструмента) подвергается изменениям, не улавливаемым в определенной звуковой зоне нашим слухом.

Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955) – советский музыковед, исследователь в области музыкальной акустики и психологии, доктор искусствоведческих наук. Окончил в 1906 г. Горный институт в Петербурге и в 1916 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классам А.Н.Корещенко (композиция) и А.Д.Кастальского (полифония). Научная и музыкально-педагогическая деятельность Гарбузова началась в советские годы. В 1921-31 гг. он был директором Государственного института музыкальной науки (ГИМН). С 1923 – профессор музыкальной акустики и руководитель (с 1937) акустической лаборатории Московской консерватории. Гарбузов – автор научных трудов по музыкальной акустике, теории музыки, русскому народному многоголосию, музыкальной психологии. Его работы посвящены изучению акустических явлений в их применении к практике композиции и исполнительства. Разработанная Гарбузовым в 20-30 гг. теория многоосновности ладов и созвучий ставила задачей вывести из законов акустики ладово-гармоническое строение музыкальной речи, но при этом переоценивала роль акустических отношений в установлении музыкальных закономерностей. Наибольшее значение имеют исследования Гарбузова в области зонной природы слуховых восприятий. Гарбузов устанавливает, что нашим представлениям о высоте звуков соответствуют не частоты колебаний, но полосы частот, или зоны, и дает новое объяснение многим явлениям музыкальной психологии, теории музыки и музыкально-исполнительской практики.

Зона (в музыке) – область, в пределах которой данный звук или интервал может иметь различные количественные выражения, сохраняя при этом свое качество и название. Например, качество и название интервала остаются постоянными в определенных границах при различных частотных отношениях между звуками этого интервала (зона большой секунды, малой терции и т.п.); звук ля 1-й октавы воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 и т.д., отклоняясь до ¼ тона (+- 1/8). На зонной природе слуха основано так называемое свободное интонирование музыки исполнителями на инструментах с частично фиксированным строем (скрипке и др.) и певцами. Зоны наблюдаются также в области темпа и ритма (временные зоны).

Литература:

  1. Музыкальная акустика. Ред. Н.А. Гарбузова. – М.-Л., 1940.
  2. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.-Л., 1948.
  3. Гарбузов Н.А. Сочинения: Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1-2. – М., 1928-1932.
  4. Гарбузов Н.А. О многоголосии русской народной песни. – М.-Л., 1939.
  5. Гарбузов Н.А. Древнерусское народное многоголосие. – М.-Л., 1948.
  6. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. – М.-Л., 1951.

Акустические системы

Сегодня невозможно найти человека, затрудняющегося ответить на вопрос ‒ какова функция ящиков и ящичков на авансценах концертных залов, ресторанов, молодежных клубов, кинотеатров или в комнатах меломанов? Это акустические системы , превращающие электрический сигнал в звук необходимой громкости.

В нашем интернет-магазине имеется огромный выбор специализированных акустических систем. Одни из них предназначены для домашнего прослушивания музыки, другие - для индивидуального и ансамблевого музицирования, третьи - для зрелищно-концертных мероприятий. Часть этой аппаратуры снабжена дополнительными устройствами (например, микшеры , эквалайзеры , микрофоны ) и аксессуарами (стойки , подставки , крепеж ). Здесь каждый найдет то, что ему нужно.

Любая акустическая система - это плод сложных расчетов и творческого озарения инженеров-звукотехников. Не станем вдаваться в детали конструкций и электрических схем. Но что же нужно знать, чтобы выбор в океане ассортимента был осмысленным?

Вначале обратим внимание на корпус (или, как говорят специалисты, - на акустическое оформление ). Это не банальная подставка для закрепления излучателей, а полноценная резонирующая дека. Поэтому имеет значение материал, из которого корпус изготовлен:

фанера (как у EUROSOUND FOCUS-1100A-USB ) или спрессованные древесные волокна (как у JBL JRX225 ) насыщают звук благородством обертонов нижнего и среднего спектра;

металл (как у изделий типа мегафон PROAUDIO PMD-25 ) или пластик (у AudioVoice AP212D ) высвечивают высокочастотный спектр.

Во-вторых, все многообразие акустических систем может быть сведено к двум основным типам:

а) пассивные акустические системы трансформируют в звук электрический сигнал, полученный от внешнего усилителя. Они могут составить кабинет из нескольких акустических систем, когда в условиях больших залов или открытых пространств нужно достичь мощного усиления звука (например, MARTIN AUDIO F15+ , EUROSOUND PORT-8 или JBL JRX225 ). Используя их, Вы избегаете забот с подключением к электропитанию, с заземлением каждой отдельной системы и, соответственно, ‒ с мешающими всем жгутами проводов. Но полезно знать, что согласование усилителя и акустической системы - непростая инженерная задача. Поэтому купить усилитель и акустические системы различных фирм ‒ значит вступить в зону риска: результат может Вас разочаровать;

б) активные акустические системы снабжены встроенной в общий корпус и согласованной с излучателями электроникой. В случаях, когда акустические системы устанавливаются компактно и не возникает особых проблем с их подключением к электросети и заземлением, эти устройства имеют явные преимущества (EUROSOUND ESM-8Bi , TOPP PRO X 10A , BEHRINGER B215D и др.).

В-третьих, даже далекому от акустики человеку понятно, что спектр звуковых частот не может быть качественно воспроизведен одним источником звука. Акустические системы обычно снабжены несколькими излучателями, каждый из которых отвечает за свою полосу (диапазон) звуковых частот. В продаже имеются двухполосные (например, American DJ ELS GO 8BT ) и трехполосные акустические системы (Biema FP153AII ).

Однако низкочастотный спектр часто поручается отдельным устройствам, называемым субвуферы , которые также могут быть пассивного (JBL STX828S ) и активного (Behringer VQ1800D ) типов.

Как Вы, конечно, поняли, с выбором акустических систем важно «не промахнуться». Обратитесь к нашим консультантам, они помогут Вам подобрать такие устройства, которые будут соответствовать Вашим требованиям, особенностям помещения и условиям эксплуатации.

Акустика - это наука о звуке, название которой происходит от греческого слова (акуо) - «слышу». Задачей акустики является изучение физической природы звука и проблем, связанных с его возникновением, распространением и восприятием.

Звук имеет двойственную природу:

С одной стороны, это объективный процесс передачи энергии механических колебаний частиц в упругой среде (воздухе, жидкости, твердом теле);

С другой стороны, это только те виды механических колебаний среды, которые воспринимаются слуховой системой.

Звук - это особый вид механических колебаний упругой среды, способный вызывать

слуховые ощущения.

- возникновение звука , что требует изучения физической природы звука, а также методов и средств его создания. Этими вопросами занимается акустика музыкальных инструментов, аку-

стика речи, электроакустика и др; определяется колебаниями струн, пластин, мембран, столбов воздуха и других элементов музыкальных инструментов, а также диафрагм громкоговорителей и прочих упругих тел;

- передача звука от источника к слушателю - это задачи архитектурной акустики, электроакустики и др.; - зависит от механических колебаний частиц среды (воздуха, воды, дерева, металла и др.);

- восприятие звука слуховой системой и связь слуховых ощущений с объективными параметрами звука - это задачи психоакустики. Начинается с механических колебаний барабанной перепонки в слуховом аппарате, и только после этого происходит сложный процесс обработки информации в различных отделах слуховой системы.

Примерно 25% информации об окружающем мире человек получает от слуховых анализаторов, 60% - от зрительных и 15% - от остальных.

Слуховая система человека воспринимает только ограниченный класс механических колебаний среды, находящихся в определенных пределах по уровню громкости (звуковое давление от 2 x 10 -5 Па до 20 Па болевой порог, изменение уровня звукового давления от 0 дБ до 120 дБ) и по высоте (изменение частоты от 20 Гц до 20000 Гц). Больше 20 000 Гц – ультразвук. Ниже 20 Гц – инфразвук.

Все окружающие звуки можно условно разделить по различным признакам, например:

- по способу создания - на натуральные и искусственные (природный шум, речь, музыка, биосигналы, электронные звуки);

- по информационному признаку - на звуки для передачи семантической (смысловой) и эмоциональной информации (речь, пение и музыка); для передачи информации об окружающей среде (шум, сигнальные звуки и др.);

- по физическим параметрам , таким как: частотный диапазон (инфразвук, ультразвук, гиперзвук и др.); степень предсказуемости (случайные сигналы, например белый шум; детерминированные сигналы; квазислучайные сигналы, в т. ч. музыка и речь); временная структура (периодические, непериодические, импульсные и др.) и т. д.

Общая (физическая) акустика - теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.

Архитектурная акустика - законы распространения звука в закрытых (полузакрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля в помещении и т. д.

Строительная акустика - защита от шума зданий, промышленных предприятий и др. (расчет конструкций и сооружений, выбор материалов и т. д.).

Психоакустика - основные законы слухового восприятия, определение связи объективных и субъективных параметров звука, определение законов расшифровки «звукового образа».

Музыкальная акустика - проблемы создания, распространения и восприятия музыкальных звуков, точнее - звуков, используемых в музыке.

Биоакустика - теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др.

Электроакустика - теория и практика конструирования излучателей и приемников, преобразующих электрическую энергию в акустическую и наоборот, а также всех элементов современных звуковых трактов записи, передачи и воспроизведения звука.

Аэроакустика (авиационная акустика) - излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях; методы звукоизоляции и звукопоглощения, теория распространения ударных звуковых волн и т. д.

Гидроакустика - распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др.

Акустика транспорта - анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолеты, поезда, автомобили и др.).

Медицинская акустика - разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы-анализаторы шумов сердца, легких и др.).

Ультразвуковая акустика - теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в т. ч. ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др.

Квантовая акустика (акустоэлектроника) - теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустических волнах и т. д.

Акустика речи - теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д.

Цифровая акустика - активно развивается в последние годы, постепенно выделяется в самостоятельное направление в связи с созданием нового поколения микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.