Как пропал корабль. Пропавшие в океане. Пять историй о современных кораблях-призраках. Уранг Медан — Ourang Medan

«Летучий голландец» — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола.

Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Корабли, которые находили в океанах брошенными, с погибшей от неизвестных причин или полностью отсутствующей командой, тоже стали называть кораблями-призраками . Самым известным и классическим из таких безусловно является "Мария Селеста" (Mary Celeste).

В декабре 1872 года это судно было найдено капитаном брига «Дeя Грация». Он начал посылать сигналы, но экипаж «Марии Селесты» не отвечал на них, а сам корабль безвольно покачивался на волнах. Капитан с матросами высадились на загадочной бригантине, но судно было пустым.

Последняя запись в судовом журнале была сделана в ноябре 1872 года. Казалось, команда лишь недавно оставила этот корабль. На судне не было повреждений, на кухне была еда, а в трюме находилось 1 700 бочек со спиртом. «Мария Селеста» спустя несколько дней была доставлена на рейд Гибралтара.

В адмиралтействе не могли понять, куда делась команда бригантины, капитаном которой был моряк Бриггс, более двадцати лет водивший парусники. Поскольку вестей о судне не было, а его экипаж так и не появился, следствие прекратилось.

Однако в народе весть о мистическом исчезновении команды «Марии Селесты» разлетелась с неимоверной скоростью. Люди стали гадать, что произошло с Бриггсом и его матросами? Одни склонялись к версии, что на судно напали пираты, другие полагали, что проблема заключалась в бунте. Но это были всего лишь догадки.

Шло время и тайна «Марии Селесты» вышла за рамки локальной, т.к. о ней стали говорить везде. Стоит отметить, что с окончанием расследования не прекратились истории о загадочном корабле. В газетах часто появлялись истории о бригантине, журналисты описывали самые разнообразные версии исчезновения команды.

Так, писали, что весь экипаж погиб в результате нападения огромного осьминога, что на корабле разразилась эпидемия чумы. А в издании Times говорилось о том, что всех пассажиров корабля убил капитан Бриггс, который сошел с ума. А трупы он выкинул за борт. После этого он попытался уплыть на шлюпке, но она потонула вместе с ним. Но все эти истории были лишь выдумками и предположениями.

Время от времени шарлатаны приходили в редакции и выдавали себя за выживших матросов «Марии Селесты». Они получали гонорар за «настоящие» истории и после этого скрывались. После нескольких случаев полиция уже была начеку. В 1884 году в лондонском альманахе «Корнхилл» были написаны воспоминания Шебекука Джефсона, матроса, который был на том злополучном судне. Однако позже оказалось, что автором этих «воспоминаний» был Артур Конан Дойл.

Больше всего кораблей-призраков дрейфует в Северной Атлантике. Правда, никто точно не может назвать число скитальцев — оно из года в год меняется. Статистика показывает, что в отдельные годы число «Голландцев», дрейфующих в Северной Атлантике, достигало трехсот.

Довольно много бродячих кораблей встречается в морских районах, удаленных от судоходных путей и редко посещаемых торговыми судами. Время от времени «Летучие голландцы» напоминают о себе. То их течением выносит на прибрежные мели, то они оказываются выброшенными ветром на скалы или подводные рифы. Бывает, что «Голландцы», которые не несут в ночное время ходовых огней, становятся причиной столкновений со встречными судами, имеющих порой тяжкие последствия.

«АНГОШ»

В 1971 году при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош». Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 года из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия.

Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в десяти милях от берега. Новоявленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения.

Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.

«МАЛЬБОРО»

В октябре 1913 года в одну из бухт архипелага Огненная земля шторм принес шхуну «Мальборо». Помощник капитана и несколько членов его команды поднялись на борт и были потрясены ужасным зрелищем: по всему паруснику были разбросаны мертвые, высохшие как мумии, тела членов экипажа.

Мачты парусника были абсолютно целыми, а вся шхуна была покрыта плесенью. В трюме творилось то же самое: повсюду мертвые члены экипажа, высохшие как мумии.

В результате расследования был установлен невероятный факт: трехмачтовый парусник вышел из порта Литтлтон в начале января 1890 года, направляясь в Шотландию, в свой родной порт Глазго, но по каким-то причинам так и не пришел в порт.

Однако что же случилось с экипажем парусника? Неужели штиль лишил его паруса ветра и заставил бесцельно дрейфовать до тех пор, пока не были исчерпаны все запасы питьевой воды? Как могло случиться, что парусник с мертвым экипажем не разбился о рифы за двадцать четыре года дрейфования?

«ОРУНГ МЕДАН»

В июне 1947 года (по другим сведениям — в начале февраля 1948 года) британские и голландские станции прослушивания, а также два американских корабля в Малаккском проливе приняли сигнал бедствия следующего содержания: «Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва». За этим сообщением последовал неразборчивый код Морзе и короткая фраза: «Я умираю».

Больше сигналов не поступало, но место отправки сообщения удалось определить методом триангуляции, и к нему немедленно направился один из упомянутых выше американских кораблей.

Когда корабль был найден, выяснилось, что вся его команда действительно мертва, включая даже собаку. На телах погибших не было найдено никаких видимых увечий, хотя по выражению лиц было очевидно, что они умирали в ужасе и сильных мучениях.

Само судно также не было повреждено, но членами спасательной команды был отмечен необычный холод в глубине трюма. Вскоре после начала осмотра из трюма начал появляться подозрительный дым, и спасателям пришлось спешно вернуться на свой корабль.

Через некоторое время после этого «Орунг Медан» взорвался и затонул, что сделало дальнейшее расследование инцидента невозможным.

«СИБЕРД»

Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось.

Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.

Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы были на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).

Было известно, что «Сиберд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.

«ЭБИЙ ЭСС ХАРТ»

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума.

НЕИЗВЕСТНЫМ ФРЕГАТ

В октябре 1908 года неподалеку от одного из мексиканских крупных портов обнаружили полузатопленный фрегат, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, название установить оказалось невозможным, команда отсутствовала.

Никаких штормов или ураганов в этом районе океана в это время не отмечалось. Поиски оказались безрезультатными, а причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными, хотя было выдвинуто множество самых разнообразных гипотез.

«ХОЛЧУ»

В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден, мачта сломана.

Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах — полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов экипажа, до сих пор остается загадкой.

«КОБЕНХАВН»

4 декабря 1928 г. датское учебное парусное судно «Кобенхавн» вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма.

Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл.

Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.

«ДЖОЙТА»

До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Марией Селестой», но если события, имевшие место на «Марии Селесте», происходили в позапрошлом столетии, то исчезновение людей с борта «Джойты» относится ко второй половине XX века.

«Джойта» обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 года судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау.

В порт назначения оно не прибыло. Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Однако все усилия оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести.

Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было.

Вы когда-нибудь слышали о загадочных случаях, во время которых без вести пропадали пассажиры самолетов и кораблей? В лучшем случае людей находили через несколько дней, а в худшем – новостей об их судьбе больше никогда не появлялось. Ни останков, ни обломков…
Иногда долгожданный отпуск кажется настоящей сказкой, из которой так не хочется возвращаться домой и на работу, но будьте осторожнее в своих желаниях, потому что порой они оборачиваются настоящими катастрофами. Перед вами список из 10 самых таинственных случаев массового исчезновения людей.

10. Самолет Амелии Ирхарт (Amelia Earhart)

Наш первый пункт посвящен одному из самых громких дел об исчезновении в истории американской авиации. В 1937 году отважная Амелия Ирхарт намеревалась совершить нечто невообразимое – облететь вокруг земного шара на своем самолете модели Lockheed Electra, начав путешествие из солнечной Флориды, и запланировав следование вдоль экватора. В столь длительное и опасное путешествие девушка отправилась с напарником – Фредом Нунаном (Fred Noonan). Судно исчезло, пролетая где-то над Тихим океаном. Все поиски самолета оказались безуспешными, что породило множество самых разных теорий о том, что же именно случилось с отважной парочкой летчиков.
В 2017 году появилась версия о том, что Амелия и Фред на самом деле выжили, но были захвачены в плен японскими военными в районе Маршалловых островов. Такое предположение появилось благодаря старой фотографии, снятой в 1937 году. На фотокарточке была запечатлена баржа, буксирующая неопознанный самолет. В кадр также попал мужчина европейской внешности, напоминающий Фреда, и чья-то женская фигура со спины. Эта версия никак не подтвердилась, но самое удивительное то, что даже практически спустя 80 лет люди все еще пытаются найти ответ на вопрос о судьбе путешественников, пропавших так давно и абсолютно бесследно.

9. Корабль «Madagascar»



В 1853 году «Madagascar» отправился в свой очередной рейс по маршруту Мельбурн – Лондон. Это был обычный корабль, перевозивший пассажиров и грузы. Судно исчезло без следа, его никогда больше не видели, и не были найдены даже обломки! Как и любой другой пропавший корабль, «Madagascar» также привлек внимание общественности. Существует множество теорий о том, что же именно произошло с этим судном, но есть в этой истории и кое-что особенное – интерес представляют события, произошедшие прямо перед отплытием рейса из австралийского порта.
До исчезновения корабля на его борт взошло 110 пассажиров, и были погружены контейнеры с рисом и шерстью. Однако самым ценным грузом оказались целые 2 тонны золота. Три пассажира были арестованы прямо перед самым отплытием, и этот инцидент навел экспертов на мысли о том, что на борту корабля могло оказаться намного больше преступников, чем полиция могла себе предположить. Возможно, в море злоумышленники решили ограбить «Madagascar» и убили всех пассажиров, чтобы не оставлять свидетелей. Впрочем, это не объясняет, почему следователям так и не удалось найти сам корабль.

8. Самолет «Stardust»



В 1947 году «Stardust», самолет компании British South American Airways, вылетел согласно расписанию, и его путь следовал через знаменитые аргентинские Анды. За несколько минут до исчезновения с радаров пилот воздушного судна отправил странное сообщение, зашифрованное на азбуке Морзе. Послание гласило: «STENDEC». Исчезновение самолета и загадочный код сильно озадачили экспертов. В народе даже поползли слухи о похищении инопланетянами. Спустя целых 53 года тайна пропавшего рейса «Stardust» все же была раскрыта.
В 2000 году альпинисты обнаружили останки самолета и тела нескольких пассажиров на удаленной вершине морозных Анд на высоте почти 6565 метров. Следователи считают, что крушение самолета могло спровоцировать мощную лавину, которая накрыла корпус махины и спрятала следы остальных погибших, из-за чего их так и не нашли. Что касается загадочного слова STENDEC, наиболее вероятной версией принято считать ошибку в наборе кода STR DEC, означающего распространенное сокращение фразы «starting descent» (начинаю снижение).

7. Паровая яхта «SY Aurora»



История судна «SY Aurora» наглядно демонстрирует мощь подобных кораблей, но ее финал все равно оказался довольно трагичным. Паровой яхтой принято считать парусник с дополнительным первичным или вторичным паровым двигателем. Строилась эта яхта изначально для китобойного промысла, но впоследствии ее начали использовать для научных путешествий в Антарктику. Таких экспедиций всего было совершено целых 5 рейсов, и всякий раз судно проявляло себя как надежное транспортное средство, способное противостоять самой суровой непогоде и успешно защищать членов экипажа от северных морозов. Ничто не могло сломить его мощь.
В 1917 году «SY Aurora» исчезла во время следования к берегам Чили. Корабль вез в Южную Америку уголь, но ему так и не удалось завершить свою миссию и доставить груз на место назначения. Историки считают, что яхта могла стать жертвой Первой мировой войны. Обломки судна так и не были найдены, так что экспертам остается лишь гадать об истинных причинах исчезновения корабля.

6. Рейс 571 Уругвайских ВВС



В отличие от нескольких предыдущих историй, этот самолет не просто разбился и канул в Лету… Несколько членов экипажа выжили и прошли через настоящий кошмар наяву, пока их не обнаружили спасатели. В 1972 году рейс 571 следовал из Аргентины в Чили, и на его борту было 40 пассажиров и 5 членов экипажа. Чартер должен был доставить команду спортсменов, их родственников и спонсоров в город Сантьяго. Воздушное судно пропало с радаров где-то в районе аргентинских Анд. Во время крушения 12 пассажиров погибло сразу же, а остальным пришлось еще целых 72 дня бороться за выживание в самых суровых условиях, которые без специального снаряжения практически не совместимы с жизнью. Хотя вернее было бы сказать, что 72 дня для большинства из них оказались слишком долгим сроком…
Невозможно себе представить, как напуганы были все эти люди. В первые дни бедствия от холода и тяжелых травм погибло еще 5 человек. В один из следующих дней группу уцелевших накрыла мощная лавина, погубившая еще 8 человек. У замерзающих пассажиров была при себе неисправная рация. Она позволяла слушать переговоры спасателей, но не могла передавать сообщения от пострадавших. Так люди, выжившие после крушения самолета, узнали, что их поиски остановлены, а самих потерпевших признали заочно погибшими. Это лишило их практически последней надежды, хотя жажду жизни убить почти невозможно. Отчаявшиеся и истощенные спортсмены и пилоты были вынуждены есть замерзшие тела своих друзей, и в итоге из 45 человек выжило только 16. Целых 2 с половиной месяца эти люди находились в самом настоящем ледовом аду!

5. Подлодка «USS Capelin»



На этот раз речь пойдет не о самолете или корабле, а о субмарине. Подлодка «USS Capelin» числилась на счету американской армии во время Второй мировой войны. В первое же свое военное плавание подводное судно потопило японский грузовой корабль, после чего было направлено к австралийским берегам для починки и технического обслуживания перед второй миссией. 17 ноября 1943 года субмарина отправилась на свое второе задание, и с тех пор ее больше никто не видел.
Насколько известно экспертам, путь следования судна пролегал через настоящее морское минное поле, поэтому самая вероятная версия связана с подрывом подлодки. Впрочем, обломки «USS Capelin» никогда не были найдены, поэтому версия с минами так и останется всего лишь предположением. Когда военное судно отправилось на свою последнюю миссию, на его борту было 76 членов экипажа, о судьбе которых их родные так ничего и не узнали.

4. Рейс 739 авиакомпании Flying Tiger Line



В 1963 году пассажирский самолет модели Lockheed Constellation совершал рейс 739. На борту судна было 96 пассажиров и 11 членов экипажа, и все они направлялись на Филиппины. Flying Tiger Line была первой американской грузовой и пассажирской авиакомпанией, совершавшей регулярные рейсы. Через 2 часа полета связь с пилотами судна была прервана, и больше от них ничего не было слышно. Вероятно, экипаж не успел передать никакого сообщения, потому что происшествие было слишком внезапным, и пилоты просто не успели подать сигнала бедствия.
В этом же районе свое плавание в тот день осуществлял танкер американской нефтяной корпорации. Команда этого судна утверждала, что ее члены видели вспышку в небе, и они сразу же решили, что это был взрыв. Согласно одной из теорий, на борту исчезнувшего самолета произошел саботаж, или же его пытались угнать, что и привело к самым трагическим последствиям. Впрочем, обломки самолета так никогда и не были найдены, поэтому следователям остается лишь гадать, что же на самом деле произошло с рейсом 739 авиакомпании Flying Tiger Line.

3. Корабль «SS Arctic»



В 1854 году американский корабль «SS Arctic» столкнулся с французским пароходом. После удара оба судна остались на плаву, но инцидент все равно закончился довольно печально. Во время этой аварии погибло почти 350 человек, и на борту американского корабля почему-то выжили только мужчины, а все женщины и дети скончались во время столкновения. Вдобавок, пострадавший «SS Arctic» продолжил свой путь к берегу, но так никогда до него и не добрался.
Как оказалось, американское судно все же было слишком повреждено для безопасного продолжения плавания, и именно из-за этого оно и потонуло по пути к суше. В честь погибших в тот день в Бруклине впоследствии был установлен памятник.

2. Рейс 370 авиакомпании Malaysian Airlines



В 2014 году самолет компании Malaysian Airlines вылетел в Пекин, когда на его борту находилось 239 человек. Через час после взлета связь с этим воздушным судном была потеряна, но никакого сигнала о бедствии до этого не поступало. Перед исчезновением рейса 370 радар показал, что самолет сбился со своего курса – он почему-то направился на запад вместо северо-востока.
После исчезновения авиалайнера на его поиски были отправлены многочисленные спасательные команды, которые тщательно прочесали предположительный участок крушения в Индийском океане. Найден был только небольшой обломок. Поиски возобновили также и в 2018 году, но вновь безрезультатно, несмотря на все затраченные усилия и средства. Что же именно случилось с этим рейсом – до сих пор большая загадка.

1. Пароход «SS Waratah»



С ноября 2008 года пароход «SS Waratah» начал осуществлять регулярные рейсы из Англии в Австралию через Южную Африку. Корабль мог принять на свой борт до 700 пассажиров и располагал сотней кабин первого класса. В июле 2009 года на обратном пути в Европу лайнер бесследно исчез, и больше его никто не видел.
Последний порт, в котором стоял корабль, был в Дурбане, ЮАР. После этой остановки пароход должен был отплыть в Кейптаун, но так никогда там и не появился. Эксперты установили, что во время следования из Дурбана в Кейптаун очень сильно испортилась погода, и они предполагают, что именно шторм и стал причиной предположительного крушения и загадочного исчезновения «SS Waratah».

Корабль-призрак — термин, используемый чаще всего в произведениях художественной литературы, корабль на плаву, не обитаемый экипажем. Термин также может обозначать реальное судно, которое (часто как видение) было замечено после того, как затонуло, или обнаружено в море без команды на борту. Легенды и сообщения о кораблях-призраках распространены по всему миру. В большинстве случаев они связаны с какими-то кораблекрушениями. Обычно корабли-призраки изображают именно сцены своего крушения, которые они могут повторять снова и снова. Особенно это характерно для ночей, когда бывает шторм.

Джойта — М. В. Joyita

Это судно было найдено в 1955 году в Тихом океане. Оно направлялось к Токелау, когда что-то произошло. Спасательная команда уже была снаряжена, но корабль нашли только через 5 недель. Джойта была сильно повреждена, а на борту не было ни груза, ни команды, ни пассажиров, ни спасательных шлюпок.

После детального исследования выяснилось, что радиоволна корабля была настроена на сигнал бедствия, а на борту нашли несколько кровавых повязок и сумку врача. Никого из пассажиров так не обнаружили, и тайна судна не была раскрыта.

Октавиус — Octavius

Октавиус считается легендой, корабль призрак история которого является одной из самых известных. В 1775 году судно Геральд натолкнулось на Октавиус, плывущим вдоль Гренландии.
Команда Геральда взошла на корабль и нашла застывшие от холода тела пассажиров и экипажа. Капитан судна был обнаружен в своей каюте, в середине заполнения журнала, на котором был отмечен 1762 год. Исходя из легенды, капитан поспорил, что за короткое время вернётся в Великобританию по Восточному пути, но судно застряло во льдах.

Летучий Голландец — De Vliegende Hollander

Летучий Голландец является самым известным корабль призраком. Впервые судно упоминалось в книге «Путешествие к гавани Ботани» Джорджа Бэррингтона (1770-ые года). Исходя из истории, Летучий Голландец был кораблём из Амстердама.
Капитаном судна был Ван дер Декен. Когда начался шторм около мыса Доброй Надежды, корабль плыл в Ост-Индию. Ван дер Декан, полный решимости продолжить путешествие, сошёл с ума, затем убил одного из своих помощников и поклялся пересечь мыс.
Несмотря на все его усилия, судно потонуло, и, согласно легенде, Ван дер Декен и призрачный корабль обречены вечно скитаться по морям.

Мария Целеста — Mary Celeste

Это торговый корабль, плывущий по Атлантическому океану и брошенный командой. Судно находится в очень даже пригодных условиях с поднятыми парусами и достаточными запасами еды. Но команда, капитан и шлюпки Марии Целесты таинственно исчезли. Признаков борьбы не было обнаружено. Можно также исключить версию о пиратах, потому что вещи команды и алкоголь оставались нетронутыми.
Наиболее вероятной является теория, связанная с техническими неполадками или штормом, заставившим команду покинуть судно.

Леди Лавибонд — Lady Lovibond

Капитан судна Симон Пил недавно женился и собрался в круиз для того, чтобы отпраздновать радостное событие. Несмотря на примету, что женщина на борту к несчастью, он взял свою супругу.
Путешествие началось 13 февраля в 1748 году. К несчастью для капитана, один из его помощников тоже был влюблён в его жену и от злости и ревности повёл корабль на отмель. Леди Лавибонд и все его пассажиры затонули. Согласно легенде со времени крушения корабль призрак видели каждые 50 лет возле Кента.

Бэйчимо — The Baychimo

Этот стальной грузовой пароход был покинут и дрейфовал по морям возле Аляски на протяжении 40 лет. Корабль принадлежал компании Гудзон Бэй. Был запущен на воду в 1920е гг, перевозил шкуры и меха. Но в 1931 г Бэйчимо оказался в ловушке льдов возле Аляски. После нескольких попыток пробить лед команда покинула корабль. В сильный шторм корабль вырвался из ловушки, но был сильно поврежден, и компания решила оставить его. Удивительно, но Бэйчимо не затонул, а продолжил плавать еще 38 лет возле Аляски. Корабль стал чем-то вроде местной легенды. В последний раз его видели в 1969 г, снова замершим посреди льдов.

Кэрролл А. Диринг — Carrol A. Deering

Этот корабль проплывал возле мыса Гаттерас, штат Северная Каролина, в 1921 г. Судно только вернулось с торговой поездки из Южной Африки. Оно село на мель в Даймонд Шоулз, области, в которой очень часто случались кораблекрушения. Когда подоспела помощь, обнаружилось, что корабль пуст. Не было навигационного оборудования и бортового журнала, а также 2 шлюпок. После тщательного исследования оказалось, что почти в то же время таинственно исчезли еще несколько кораблей. По мнению официальных лиц, это либо дело рук пиратов, либо какой-то террористической организации.

Уранг Медан — Ourang Medan

История Уранг Медан началась в 1947 г, когда 2 американских корабля получили сигнал бедствия возле берегов Малайзии. Вызывающий представился членом команды Уранг Медан, голландского судна, и предположительно сообщил, что капитан и остальные члены команды умерли или умирали. Речь человека становилась все неразборчивей, пока не пропала со словами я умираю. Корабли быстро поплыли на помощь. Когда они прибыли, то обнаружили, что само судно было нетронутым, однако вся команда, включая пса, была мертва, их тела и лица застыли в ужасных позах и выражениях, а многие указывали пальцем на что-то невидимое глазу. Прежде чем спасатели смогли разобраться, корабль загорелся. Самой популярной теорией смерти команды является то, что корабль перевозил нитроглицерин без специальной упаковки, и он просочился в воздух.

High Aim 6

Одна из загадочных «морских» историй современности связана с тайваньским судном High Aim 6. Судно High Aim 6 было обнаружено у северо-западных берегов Австралии в январе 2003 году без единой души на борту. Судно покинуло порт еще в 2002. Трюмы High Aim 6 были забиты тунцом, который уже начинал портиться. Исчезновению команды пытались дать разные объяснения: она могла быть захвачена пиратами, однако, сохранность груза и отсутствие повреждений на корабле опровергает эту версию; команду High Aim 6 подозревали в перевозке нелегальных иммигрантов, но после вскрытия трюмов от этой версии отказались; угроза затопления судна вряд ли могла существовать, так как оно находилось в хорошем состоянии. Основной версией событий, которые произошли на судне High Aim 6, является версия бунта экипажа и убийства капитана. В пользу нее говорят показания единственного матроса которого удалось обнаружить следователям и еще одно обстоятельство. Через две недели после обнаружения судна High Aim 6 в полицию позвонил человек с телефона инженера с судна High Aim 6 и рассказад о бунте на корабле и смерти капитана и инженера. По его словам команда отправилась домой. Других сведений о судьбе экипажа судна и его хозяине до сих пор нет. И вряд ли уже появится.

Калеуче — Caleuche

Одна из самых известных легенд Чили описывает Калеуче как призрачный корабль, появляющийся каждую ночь возле берегов острова Чилое. Согласно легенде, корабль перевозит души людей, погибших в море. Те, кто его видел, говорят, что он очень красивый и яркий и всегда сопровождается звуками музыки и смехом людей. Появившись на несколько секунд, он снова исчезает или уходит под воду. Говорят, души на корабле обретают ту жизнь, которая у них была раньше.

Iron Mountain

Понятно, что корабль мог потеряться и утонуть в огромном океане или море, но как судно может исчезнуть в реке без следа? В июне 1872 года, судно S.S. Iron Mountain следовало из Виксбурга в Питтсбург, по реке Миссисипи. Когда корабль не приплыл в назначенное время, к нему отправили буксир. После нескольких дней поиска, корабль так и нашли, а часть груза которую он вез, появилась на поверхности воды. Корабль просто исчез.

Бель Амика — Bel Amica

Шхуна в “классическом стиле” была найдена у берегов острова Сардиния, без экипажа на борту. Этот корабль-призрак был обнаружен итальянской береговой охраной в 2006 году. В каютах парусника лежали французские карты североафриканских морей, люксембургский флаг, остатки египетской пищи и деревянные доски с названием “Бель Амика”. Итальянские власти обнаружили, что судно никогда не была зарегистрировано ни в одной стране. Поскольку судно было признано ошибочно, как античное, то вскоре вызвало общественный интерес, но было вскоре выяснено, что это современная яхта, принадлежащая человеку из Люксембург, который, вероятно, не зарегистрировал ее в целях уклонения от уплаты налогов.

Шхуна Дженни — Jenny

“4 мая 1823. Нет пищи в течение 71 дня. Я только один остался в живых. “Капитан, который написал это сообщение все еще сидел в кресле с пером в руке, когда это сообщение было обнаружено в его журнале спустя 17 лет. Его тело, и тела других 6 человек на борту британской шхуны “Дженни ” были сохранены в холодной погоде Антарктики, где корабль сковало во льду и привело к смерти людей. Экипаж китобойного судна, который обнаружил Дженни после бедствия, похоронили пассажиров, в том числе собаку, в море.

Малборо — Marlborough

Парусное судно «Малборо» было построено на верфи в Глазго. Оно считалось вполне надежным для океанских плаваний. Командовал парусником капитан Хид, знающий и опытный моряк. В последнем рейсе на борту «Малборо» находилось 23 человека команды и несколько пассажиров, среди них одна женщина. Выйдя из Новой Зеландии в Англию, парусник, груженный мороженой бараниной и шерстью, в 1890 году исчез. Последний раз его видели 1 апреля в Тихом океане между входом в Магелланов пролив и мысом Горн — в районе, который моряки не без причины зовут «кладбищем кораблей». Расследование, проведенное морскими властями, не дало результатов. Парусник сочли пропавшим без вести, жертвой скал у мыса Горн. В этих зловещих местах 300 дней в году свирепствует шторм, ветру и волнам помогает течение, затягивая сюда обреченные корабли и бросая их на грозные камни… Но вот спустя 23 с половиной года, в октябре 1913 года, близ Пунта-Аренас у берегов Огненной Земли, то есть почти в том же месте, объявился «Малборо» — корабль снова шел под всеми парусами! Парусник казался нетронутым. Все было на местах. Даже экипаж находился там, где ему положено быть на плывущем судне. Один человек — у штурвала, трое — на палубе у люка, десять — на вахте у своих постов и шесть — в кают-компании. Скелеты были в лохмотьях, оставшихся от одежды. Казалось, людей сразила какая-то внезапная напасть, таинственная сила. Вахтенный журнал был покрыт мхом, и записи в нем стали неразборчивыми. Другие бумаги оказались источенными насекомыми. Моряки с судна, которое встретило парусник в океане, недоумевали… Прежде всего посчитали скелеты: оказалось, что их на десять меньше, чем было людей на «Малборо» по сведениям 23-летней давности. Где отсутствующие? Умерли ли они раньше? Высадили ли их на какой-либо берег? Смыло ли их волнами с палубы уже после смерти или сорвало ветром с мачт в момент трагического «ошеломляющего замешательства»? Как всегда в таких случаях, выдвигалась версия об эпидемии, отравлении. Капитан судна, которое обнаружило «Малборо», составил точный доклад обо всем, что видел. Ненастная погода не позволила ему взять на буксир и доставить в порт корабль-призрак. Однако то, что было изложено в его рапорте, под присягой подтвердили все, кто был свидетелем этой встречи. Их показания запротоколированы британским адмиралтейством. «Малборо» больше никто не встречал. Как видно, он погиб в один из штормовых дней.

Принято считать, что на карте Земли не осталось белых пятен, однако это вовсе не означает, что все пространство огромной планеты люди способны контролировать. Сколь ни огромны лайнеры, которые строят люди океаны значительно большие и легко могут там затеряться, о чем имеются свидетельства, которые мы объединили в список самых удивительных исчезновений кораблей.

SS Baychimo мистический корабль-призрак, который принадлежал компании Hudson’s Bay Company. Еще в 1911 году это паровое судно застряло во льдах Арктики. С его борта вывезли экипаж, но несколько человек вместе с капитаном остались, чтобы переждать непогоду. Началась метель, а когда она утихла и спасатели вернулись. То не смогли обнаружить ни экипаж, ни судно. Периодически появляются сообщения о том, что в арктических водах некоторые видели Baychimo, который дрейфовал среди льдов.
SS Poet судно, которое изначально носило название Omar Bundy, применялось для перевозки военных во времена Второй мировой войны. Впоследствии его стали применять для транспортировки товаров. Название Poet судно получило после перехода в собственность гавайской компании Eugenia Corporation of Hawai в 1979 году. После того как из Филадельфии судно направилось в Порт-Саид, неся на борту 13,5 тыс. тонн кукурузы его никто не видел. Корабль не подавал сигнала бедствия, а поиски береговой охраны не дали результата.

Судно SS Awahou, которое было построено еще в 1912 году, 8 сентября 1952 года вышло из Сиднея в направлении частного острова Лорд-Хау. Спустя 48 часов от него поступил «хрустящий» сигнал по радиосвязи, сообщение было невозможно разобрать. Поиски не дали никаких результатов, хотя известно, что на борту 44-метрового корабля было большое количество спасательных шлюпок.

Парусник USS Porpoise отличался высокой скоростью, потому его применяли для преследования пиратов в 19 веке. Однажды его отправили в экспедицию, которая ставила перед собой цель подтверждение существования Антарктиды. Вслед за изучением нескольких островов в Тихом океане, он ненадолго пришвартовался в одном из портов Китая, а после, в 1854-м, вышел для дальнейшего плавания. Больше о нем никто не слышал. Предполагают, что корабль попал в тайфун, однако никаких свидетельств этого факта нет.

Тральщик USS Conestoga был спущен на воду в 1917-м, в 1921-м его переоборудовали и направили в Самоа. Судно должно было выполнять роль плавучей станции. После того, как 25 марта 1921-го корабль вышел в море, о нем нет никаких сведений.

Шлюп USS Wasp, пропавший в 1814-м был пятым судном, которое получило данное имя. Корабль использовался для борьбы с британскими судами, а после захвата брига Аталанта должно было сопроводить трофейный корабль в союзный порт. В дальнейшем корабль направился в сторону Карибского моря и бесследно пропал. Не удалось обнаружить ни одного свидетеля или следа, который бы привел к этому судну.

FV Andrea Gail относится к рыболовным судам и весьма устойчив к непогоде, однако в 1991-м оно попало в шторм из-за решения капитана найти место с лучшим уловом. Предполагается, что судно попало в шторм, однако прибывшие на радиосигнал спасатели обнаружили лишь буй и несколько обломков. Предполагают, что это судно попало в ураган и столкнулось с волнами, высота которых достигала 30 м.

Из менее крупных морских транспортов можно выделить прогулочный катер Witchcraft. В 1967-м владелец вышел на нем в море на расстояние 1,5 км от берега, чтобы посмотреть на рождественский Майами. Приблизительно в 9 вечера, владелец передал спасателям сигнал о том, что его катер столкнулся с неким объектом. Чтобы указать на свое местоположение он запустил сигнальную ракету.

Береговая охрана прибыла к месту за 20 минут, однако не обнаружила ни малейшего следа катера. Не было никаких известий и о людях, которые пропали вместе с ним. было проверено около 3100 м2 океана, однако никаких результатов это не принесло.

Однако не стоит думать, что более крупные суда пропадают реже. Огромный танкер Marine Sulphur Queen, длина которого составляла 160 м, пропал в районе Бермудского треугольника. Информируют, что он был в прекрасном состоянии и предназначался для перевозки серы. В 1963-м судно покинуло порт в Техасе, спустя несколько суток передало сигнал, что все в порядке, а после этого бесследно исчезло вместе с 39 людьми на борту.

Фрегат USS Insurgent, который был захвачен флотом США после сражения с французскими войсками, отбыл из порта, расположенного в Вирджинии. С тех пор никто не видел этот корабль, предполагается, что он попал в шторм, который бушевал спустя почти 2 месяца после его выхода из порта, однако в этот промежуток времени никто не видел судно и ни в один порт оно не заходило.

Не исключено, что со временем данные суда будут обнаружены, как, например, корабль SS. Cotopaxi, который бесследно пропал в 1925-м и был найден 16 мая 2015-го береговой охраной Кубы. Примечателен тот факт, что на борту не были обнаружены люди, а бортовой журнал не содержит никаких намеков на катастрофу. Что было все это время с кораблем до сих пор остается загадкой. Нередки и случаи появления кораблей призраков, на которых отсутствуют признаки жизни, хотя нет особых повреждений корпуса. Океан по-прежнему таит в себе множество загадок и вполне возможно еще преподнесет человечеству сюрпризы.

Алексей Ефедоров

Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв. Чернышев Александр Алексеевич

Без вести пропавшие

Без вести пропавшие

Трудно представить, что боевой корабль или подводная лодка с экипажем в десятки и сотни человек может бесследно исчезнуть. Но такие случаи, правда редко, в истории российского флота случались. Конечно, причины исчезновения кораблей – скалы, волны, тайфуны, мины. Но исчезнувшие корабли унесли с собой тайну своей гибели. Не было свидетелей их исчезновения. Не было документальных свидетельств гибели ни в архивах России, ни в архивах других стран (в том числе бывших противников).

Буер «Люстих» БФ. Участвовал в Северной войне 1700–1721 гг. В 1704–1715 гг. доставлял провиант и грузы в приморские крепости, на верфи и на суда эскадры. В 1716 г. с флотом ходил в Копенгаген (был загружен порохом). На обратном пути пропал без вести.

Гекбот «Астрабад» КФл. В 1731 г. пропал без вести в Каспийском море.

Палубный бот ЧФ (лейтенант Мальцов) в сентябре 1772 г. был направлен из Кафы (Феодосия) в Керчь и пропал без вести.

Корабль «Азия» БФ (капитан 1?го ранга Н. В. Толбузин). Участвовал в войне с Турцией 1768–1774 гг. В составе 3?й Архипелагской эскадры контр?адмирала И. Н. Арфа «Азия» в 1770 г. перешла из Ревеля в порт Ауза на острове Парос. В 1771 и 1772 гг. корабль крейсировал в Архипелаге, блокировал Дарданеллы. 7 февраля 1773 г. он вышел от острова Миконо к острову Имбро и 9 февраля пропал без вести. Погибло 439 человек. Через несколько дней нашли только прибитые к острову Миконо бизань?мачту и несколько других обломков корабля.

Бригантина «Надежда Благополучия» ОФл. В 1782 г. вышла из Охотска с грузом в Нижнекамчатск и пропала без вести в Охотском море. Спустя два года стало известно, что бригантина была выброшена на один из Курильских островов. Весь экипаж погиб.

Бот «Миус» АзФл (капитан?лейтенант Я. И. Лавров). 22 июля – 9 сентября 1782 г. перешел из Херсона в Смирну, достав туда русского консула И. И. Хемницерова. Возвращаясь на родину, 22 октября бот вышел из Константинополя, но в Херсон не прибыл. Пропал без вести в Черном море.

Фрегат «Крым» ЧФ (Н. Ф. Селиверстов). 31 августа 1787 г. в составе эскадры контр?адмирала графа М. И. Войновича вышел из Севастополя к берегам Болгарии на поиск турецких судов. 8 сентября у м. Калиакра эскадра попала в сильный шторм, продолжавшийся пять суток. В ночь на 9 сентября фрегат пропал без вести.

В 1790 г. (в ходе Русско?шведской войны 1788–1790) в финляндских шхерах без вести пропали 8 канонерских лодок. Это были небольшие парусно?гребные суда длиной около 20 м, вооруженные двумя пушками, экипаж каждой лодки насчитывал 70 человек, в том числе 60 гребцов.

Транспорт № 3. ЧФ (лейтенант К. Т. Алексеев). Бывший турецкий, взят бригом «Орфей» у Сизополя 4 мая 1829 г. 28 сентября 1829 г. в составе отряда гребной флотилии вышел из Сизополя в Николаев. 6 октября во время сильного шторма отстал от отряда и пропал без вести.

Шхуна «Стрела» БФ (лейтенант М. Е. Шалухин). В составе отряда мелких судов под командованием контр?адмирала А. П. Лазарева на пути из Ботнического залива к мысу Дагерорт в бурную ночь на 20 августа 1831 г. у мыса Дагерорт ночью в шторм разлучилась с отрядом и пропала без вести. Посланные на поиски шхуны бриги «Феникс» и «Усердие» не нашли ее следов. Погибли: командир, 3 офицера, 3 кадета и 47 нижних чинов.

Бриг «Курил» ОФл (капитан?лейтенант А. И. Григорьев). В 1850 г. участвовал в перенесении военного порта из Охотска в Петропавловский порт. 5 июля 1850 г. вышел из Охотска с грузом и 38 пассажирами и пропал без вести.

Найденные в следующем году обломки на острове Ахта, видимо, принадлежащие военному судну, позволяют догадываться о месте крушения брига на этом острове или вблизи его.

Тендер «Камчадал» ОФл (штурман Кузьмин). В 1850–1858 гг. поддерживал сообщение между портами Охотского моря. 11 октября 1858 г. вышел из Николаевска?на?Амуре с провиантом для Удска, В Охотское море температура воздуха –11°С. В пункт назначения тендер не пришел. Точное место и время гибели «Камчадала» неизвестны.

Клипер «Опричник» БФ. 24 июня 1858 г. в составе 2?го Амурского отряда капитана 1?го ранга А. А. Попова вышел из Кронштадта на Дальний Восток. В Николаевске?на?Амуре отряд присоединился к Дальневосточной эскадре. Клипер занимался исследованием берегов Японских и Корейских островов.

В 1861 г. «Опричник» под командованием капитан?лейтенанта П. А. Селиванова отправился в обратный путь на Балтику. Из Шанхая он вышел 31 октября. После дозаправки в порту Батавия (Джакарта), 26 ноября 1861 г. клипер вышел в Индийский океан и пропал без вести.

В июне 1862 г. Морским министерством было сделано распоряжение о розыске клипера «Опричник», русским морским агентам в разных странах было дано указание – выяснить, не было ли в заграничных портах каких?либо сведений о корабле. Выяснилось, что в ночь с 13 на 14 декабря в центре Индийского океана, на пути движения судов из Батавии к мысу Доброй Надежды свирепствовал жестокий ураган. По записям в вахтенном журнале голландского барка «Зван» ветер достигал 11 баллов. Этот же барк видало неизвестное судно, курс которого проходил к центру урагана. В этом районе погибли 6 разных судов, а несколько спаслись и исправлялись на мысе Доброй Надежды и на острове Маврикий.

Поиски экипажа «Опричника» не принесли результатов. По заключению Морского министерства, основанному на свидетельствах судов, находившихся в то время в Индийском океане, вероятно, клипер погиб в ночь с 13 на 14 декабря 1861 г. в точке на широте около 22° зюйд, долготы около 67 ?° ост во время сильного урагана.

Однако позже русскими моряками был сделан вывод: гибель «Опричника» в урагане возможна и до некоторой степени вероятна, но далеко не доказана.

Погибли: командир, 7 офицеров, 14 унтер?офицеров и 73 нижних чинов.

В память об экипаже «Опричника» в 1873 г. в Кронштадте был открыт памятник, сооруженный на средства родственников и сослуживцев погибших моряков.

Вспомогательный крейсер (охранный крейсер) «Лейтенант Дыдымов» Сибфл (старший лейтенант Б. И. Семенец) в составе белой Сибирской флотилии контр?адмирала Г. К. Старка 24 октября 1922 г. покинул Владивосток. «Лейтенант Дыдымов» – флагманский корабль 3?го дивизиона шел под флагом капитана 1?го ранга А. В. Соловьева. Флотилия 23 ноября 1922 г. прибыла в порт Фузан, а затем направилась в Шанхай. Утром 4 декабря, когда корабли находились в 150–180 милях от Шанхая, внезапно налетел шквал от норд?оста, превратившийся в шторм силой 8–9 баллов. В Шанхай «Лейтенант Дыдымов» не прибыл. Последний раз его видели вечером 4 декабря с тральщика «Парис». Крейсер почти не имел хода, его поворачивало то по волне, то против. Тральщик сам имел повреждения, поэтому не мог оказать помощь. Обстоятельства гибели «Лейтенанта Дыдымова» так и остались невыясненными. На корабле погибли 11 офицеров, 3 гардемарина, 34 человека команды и 29 пассажиров.

Подводная лодка «С?2» КБФ (капитан?лейтенант И. А. Соколов) участвовала в советско?финской войне 1939–1940 гг. 1 января 1940 г. лодка отправилась на позицию в Ботническом заливе. Вечером следующего дня она достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. Больше связи с лодкой не было. 18 января на «С?2» был передан приказ оставить позицию и возвращаться в базу. Ответа не последовало, лодка пропала без вести. Отправленный на поиск «С?2» лидер «Минск» лодку не обнаружил. Финны также не обнаруживали лодку. Либо она подорвалась на мине, либо стала жертвой льда. Тана гибели «С?2» не раскрыта до настоящего времени.

Советская военно?морская база, находившаяся на полуострове Ханко (Гангут) в конце августа 1941 г. оказалась в глубоком тылу противника. Защитники ее испытывали недостаток в боеприпасах, бензине, медикаментов, продовольствия. Командованием БФ была предпринята попытка доставить на Ханко грузы на подводной лодке.

Подводная лодка «П?1» БФ (капитан?лейтенант И. И. Логинов) 9 сентября 1941 г. в 8.00 вышла из Кронштадта на Ханко, имея на борту 19,6 тонн груза (154 ящика консервов; 200 100?мм, 100 76?мм и 100 45?мм снарядов; до 2 тонн медикаментов и другие грузы). Лодку сопровождали базовый тральщик «БТЩ?211» и сторожевой катер. Вечером в районе острова Гогланд эскорт расстался с «П?1». Планировалось, что лодка совершит дальнейший переход в надводном положении со скоростью 18 узлов.

В течение похода лодка на связь не выходила и в точку рандеву с катерами и тральщиками ВМБ Ханко ни в основное время (6 часов 11 сентября 1941 г.) ни в резервное (2 часа ночи следующего дня не прибыла. Уже 17 сентября она была официально объявлена «пропавшей без вести при выполнении боевого задания». 54 члена экипажа погибло.

Возможные причины гибели лодки: подрыв на мине заграждений «Юминда» или «Корбетта», ошибка личного состава или отказ техники.

Подводная лодка «Щ?211» ЧФ (капитан?лейтенант А. Д. Девятко) 16 ноября 1941 г. вышла в очередной боевой поход в район Варны. На связь она не выходила и в назначенный срок в базу не вернулась.

В сентябре 2000 года в районе мыса Святого Атанаса (в годы войны назывался мыс Акбупну), южнее Варны был случайно обнаружен остов «щуки» «Х» серии с разрушенными первым и частично вторым отсеками. Других подлодок этого типа, кроме «Щ?211», в данном районе не изчезало. В то же время неясно, что могло привести к столь обширным разрушениям корпуса, поскольку находившееся поблизости румынское заграждение состояло из мин с весом взрывчатого вещества 30 кг, воздействие которых не могло дать такого эффекта. То же можно сказать и о глубинных бомбах, применявшихся врагом в 1941 г., причем отсутствует даже информация о подобной атаке в это время и в этом месте. Так что загадка гибели «Щ?211» пока полностью не раскрыта.

Подводная лодка «К?3» СФ (капитан?лейтенант К. И. Малофеев) 14 марта 1943 г. вышла в очередной (восьмой) боевой поход. На связь она ни разу не вышла и в назначенное время в базу не вернулась. Но в отличие от большинства случаев, когда лодки пропадали без вести, противник на протяжении длительного времени фиксировал ее нахождение на позиции. 17 марта «К?3» безуспешно атаковала один конвой, 21?го – другой. И если в первом случае лодка после залпа так и осталась необнаруженной, то во втором тройка охотников установила с ней четкий гидроакустический контакт и сбросила сотню бомб. На поверхности наблюдались большое выделение масла и соляра, воздушные пузыри и деревянная крошка. Поскольку глубина моря в предполагаемом месте ее гибели составляла 215 м, водолазное обследование и поиск лотом не проводились. И все?таки 28 марта очередной шедший в Киркинес конвой подвергся в пределах позиции «К?3» новому нападению, в ходе которого немцы зафиксировали прохождение трех торпед. Вражеские сторожевики ничего не обнаружили и сбросили 19 бомб лишь для того, чтобы сорвать повторную атаку. По сей день установить истинную причину гибели наиболее результативной по торпедно?артиллерийским атакам «катюши» не представляется возможным.

Гвардейская подводная лодка «К?22» СФ (капитан 3?го ранга В. Ф. Кульбакин) 3 февраля 1943 г. вышла в море в составе тактической группы совместно с «К?3». 6 февраля состоялась встреча с противником, но выйти в атаку «К?22» не могла – цель заслонялась флагманской «К?3». В ходе атаки лодки потеряли друг друга и встретились лишь во второй половине дня. Затем они вернулись к берегу и продолжили поиск в надводном положении. С наступлением рассвета 7 февраля подлодки погрузились, но в течение еще семи с половиной часов переговаривались с помощью звукоподводной связи. В 19.37 с флагмана вызвали «К?22» с приказом перейти в надводное положение, но она на него не ответила. «К?22» не обнаружилась и позже, не прибыла она и в базу. Поскольку противолодочных кораблей противника в момент потери связи рядом не было, командование сочло причиной гибели подрыв на мине. После войны выяснилось, что в этом районе действительно еще с мая 1942 г. стояло минное поле. Оно находилось на расстоянии 6–7,5 мили от берега в зоне, которая считалась опасной, и плавать в которой рекомендовалось на рабочей глубине погружения (75 м).

Подводная лодка «К?1» СФ. (капитан 2?го ранга М. Ф. Хомяков) 5 сентября 1943 г. направилась на позицию к северной оконечности Новой Земли. После 9 сентября на связь не выходила и в базу в установленное время – 28 сентября не вернулась.

Послевоенное изучение документов противника не дает оснований утверждать, что «К?1» стала жертвой атаки самолета, надводного или подводного корабля. Наиболее вероятной причиной гибели представляется подрыв на плавающей мине, которые сносились Гольфстримом к Новой Земле со всей акватории Северной Атлантики, Норвежского и Баренцева морей. Впрочем, нельзя полностью исключить и ошибки экипажа во внештатной ситуации (М. Ф. Хомяков никогда раньше не плавал на подлодках типа «К») или подрыв на минных банках, выставленных немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» у северного побережья архипелага годом ранее.

Подводная лодка «Щ?208» ЧФ (капитан?лейтенант Н. М. Беланов). В ночь на 23 августа 1941 г. вышла в район Портицкого гирла Дуная, где ей предписывалось действовать против конвоев, ходивших между Констанцей и Сулиной. Для защиты этой трассы румыны еще весной 1942 г. выставили параллельно берегу четыре противолодочных минных заграждения. Поскольку атаки силами ПЛО противника в это время в данном районе не производилось, остается предположить, что причиной исчезновения «Щ?208» оказались мины.

Подводная лодка «Щ?213» ЧФ (капитан?лейтенант Н. В. Исаев). В ночь на 28 сентября 1942 г. лодка отправилась в шестой и последний поход на вражеские коммуникации, Н. В. Исаев должен был выйти на связь лишь перед оставлением позиции у Портицкого гирла Дуная вечером 14 октября. Но этого не произошло. Скорее всего, «щука» стала жертвой тех же румынских минных заграждений, на которых ранее погибла «Щ?208». Впрочем, нельзя исключить и другую версию. В последний день патрулирования «Щ?213» в 5,5 милях восточнее Портицкого рейда сигнальщики германского большого охотника «Ксантен» обнаружили торпедный след, тянувшийся к корме корабля. Охотник уклонился от торпеды, обнаружил гидроакустикой подводный объект, произвел бомбометание и якобы даже наблюдал свидетельства потопления цели. Окончательно раскрыть причину гибели «Щ?213» поможет только водолазное обследование – после того, как ее остов будет обнаружен.

Подводная лодка «С?12» БФ (капитан 3?го ранга А. А. Бащенко). 26 июля 1943 г. вышла из Кронштадта за базовыми тральщиками. Сделав остановку на Лавенсари 30?го лодка начала форсировать Гогландскую противолодочную позицию. 1 августа она без помех произвела зарядку аккумуляторной батареи у острова Кери и направилась к глубоководному проходу у острова Нарген, перекрытому противолодочным сетям и минами противника. После этого «С?12» на связь больше не выходила и в назначенный срок в базу не вернулась.

Подводная лодка «В?1» СФ (капитан 2?го ранга И. И. Фисанович). Английская подводная лодка «Санфиш», переданная советскому флоту в 1944 г.

10 апреля 1944 г. была зачислена в состав советского ВМФ под обозначением «В?1» и 30 мая на ней был поднят Военно?Морской флаг СССР. После принятия советским экипажем, лодка под командованием капитана 2?го ранга Героя Советского Союзи И. И. Фисановича 25 июля вышла из Росайта и направилась в Кольский залив, но в базу не прибыла. Лодка шла одна без эскорта. Существует насколько версий ее гибели. По одной из них «В?1» по ошибке была потоплена британским самолетом, возможно, она подорвалась на плавающей мине, но наиболее вероятной причиной гибели является авария.

Подводная лодка «С?117» (до 1949 г. «Щ?117» «Макрель») ТОФ (капитан 2?го ранга В. А. Красников). В ночь на 15 декабря 1952 г. вышла из Советской Гавани для участия в совместных учениях 90?й бригады подводных лодок 7?го ВМФ. Вскоре командир лодки донес о выходе из строя одного дизеля и о продолжении похода под вторым, оставшимся в строю. В 03.15 с лодки поступило сообщение, что дизель введен в строй. Это была последняя радиограмма.

Согласно плану учения с 16 до 17 часов лодка должна была донести об обнаружении выхода из порта Холмск корабля?цели ЦЛ?27, изображавшего противника. Однако ни в эти сроки, ни позже лодка на связь не вышла и на запросы не отвечала. Поиски «С?117» в Татарском проливе результатов не дали: глубины на маршруте перехода из Советской Гавани к Холмску колеблются от 100 до 1150 м. На борту «С?117» находились 52 человека: 12 офицеров, 5 старшин и 35 матросов.

Из книги Таежный тупик автора Песков Василий Михайлович

ВЕСТИ ИЗ «ТУПИКА» Вчера из Абакана пришло письмо начальника областного управления лесами Хакасии Николая Николаевича САВУШКИНА. Он сообщает: «...На днях удалось побывать у Агафьи. Но встреча была короткой – вертолетчики очень спешили, и я не смог уговорить их постоять на

Из книги Статьи, предположительно написанные Лесковым автора Лесков Николай Семенович

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

Вести из Лефортова По заявлению Дмитрия Штейнберга, адвоката бывшего министра безопасности России Виктора Баранникова, он намеревается добиться допроса президента России Бориса Ельцина. По мнению адвоката, эти свидетельские показания очень важны, так как могут внести

Из книги Литературная Газета 6295 (№ 40 2010) автора Литературная Газета

Не пропавшие без вести Они сражались за Родину Не пропавшие без вести ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Сейчас много говорят, пишут о времени Великой Отечественной войны – её героях, трудных судьбах людей. Но я мало слышала и видела передач о советских солдатах, оказавшихся в плену в

Из книги Собрание автора Шварц Елена Андреевна

Вести из старости 1. На улице Вдруг зеркало по мне скользнуло, Чуть издеваясь, чуть казня - Придурковатая старуха Взглянула косо на меня. Я часто в зеркалах менялась, Но узнавала. А теперь… Я б удивилась даже меньше Когда б оттуда прыгнул

Из книги Вы не гаджет. Манифест автора Ланир Джарон

Из книги Итоги № 17 (2012) автора Итоги Журнал

Из книги Редакционные статьи автора Крюков Федор Дмитриевич

ЖИВЫЕ ВЕСТИ «Донские ведомости». 21 мая (3 июня) 1919. С. 3–4«Великая туга была по всей Русской земле».Так, рассказав о разбойном нападении какой-нибудь свирепой дикой орды, заключал бывало повесть свою об ужасах и потоках крови русский летописец. И в простых, скупых на краски

Из книги Литературная Газета 6401 (№ 4 2013) автора Литературная Газета

Победители, пропавшие без вести Победители, пропавшие без вести ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ По данным издания "Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь" (Вече, 2009 г.), в результате Сталинградской битвы (17 июля 1942 г.- 2 февраля 1943 г.) потери советских войск составили 478 741

Из книги Враг народа автора Рогозин Дмитрий Олегович

Без вести пропавшие В декабре 1996 года я защитил в МГУ кандидатскую диссертацию по «русскому вопросу». Собранного мной материала хватило бы и на солидную докторскую, но я не хотел уходить в чистую науку. После недолгих раздумий я принял решение выдвинуть свою кандидатуру

Из книги Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв. автора Чернышев Александр Алексеевич

Без вести пропавшие Трудно представить, что боевой корабль или подводная лодка с экипажем в десятки и сотни человек может бесследно исчезнуть. Но такие случаи, правда редко, в истории российского флота случались. Конечно, причины исчезновения кораблей – скалы, волны,

Из книги За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Вести из Испании 15.06.08С мест сообщают: В результате крупномасштабной облавы, готовящейся, по заявлению самих же испанцев, в строгой тайне в течение года, за решеткой оказались до 20 представителей русской мафии. Больше всего офицеров полиции во время обыска интересовали

Из книги Наш человек в Мьянме автора Козьма Петр Николаевич

Как вести дела с мьянманцами

Из книги Вся правда о лекарствах. Мировой заговор фармкомпаний автора Голдакр Бен

Глава 1 Пропавшие данные Спонсоры всегда получают ответы, которые им нужныПеред тем как мы начнем, нужно выделить один факт, который не вызывает никаких сомнений: исследования лекарств, оплаченные фармацевтическими компаниями с большей вероятностью принесут

Из книги Красная каторга: записки соловчанина автора Никонов-Смородин Михаил Захарович

Из книги Охота за золотом Путина автора Большаков Владимир Викторович

Пропавшие миллиарды Экспертиза документов, которые принес Навайло, показала, что все они – подлинные, за исключением записи переговоров с наркобароном. Банковские переводы после того, как в Dresden Bank и в денежных погребках в Цюрихе были обнаружены 50 миллиардов, скорее