Пять предложений с восклицательным знаком. Восклицательные предложения в английском языке. Этот видеоурок могут просматривать только зарегистрированные пользователи

В рус­ском язы­ке про­стые пред­ло­же­ния име­ют несколь­ко харак­те­ри­стик. Они могут содер­жать в себе сооб­ще­ние о чем-то, вопрос или побуж­де­ние к дей­ствию. С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • повест­во­ва­тель­ное
  • вопро­си­тель­ное
  • побу­ди­тель­ное.

Но кро­ме это­го, суще­ству­ет еще одна харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния. Все эти виды пред­ло­же­ний могут отли­чать­ся по силе выра­жен­но­го в них чув­ства. Кроме сооб­ще­ния, вопро­са или побуж­де­ния к дей­ствию, в них воз­ни­ка­ет эмо­ци­о­наль­ный фон, когда гово­ря­щий выра­жа­ет к сооб­ща­е­мо­му свое отно­ше­ние, вно­сит в него чув­ства, или эмо­ции.

Эмоция [фр. emotion < emovere воз­буж­дать, вол­но­вать ] - пси­хи­че­ское пере­жи­ва­ние, душев­ное вол­не­ние (гнев, страх, радость и т. д.), воз­ни­ка­ю­щие у чело­ве­ка и живот­но­го в резуль­та­те воз­дей­ствия на него внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей.


Словарь ино­стран­ных слов. М., Русский язык, 1980

Что такое восклицательные предложения?

Чтобы понять, что такое вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние, срав­ним два очень похо­жих, на пер­вый взгляд, выска­зы­ва­ия:

Уже взо­шло солн­це.

Уже взо­шло солн­це!

В пер­вом пред­ло­же­нии содер­жит­ся кон­ста­та­ция фак­та, сооб­ще­ние о при­род­ном явле­нии, когда закон­чи­лось тем­ное вре­мя суток и насту­пил день. Это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое про­из­но­сит­ся спо­кой­ным тоном, без осо­бой экс­прес­сии.

Второе пред­ло­же­ние тоже повест­ву­ет о том же явле­нии, но в нем при­сут­ству­ет эмо­ция радо­сти, вос­тор­га и вос­хи­ще­ния.

Сделаем вывод, что пред­ло­же­ния могут отли­чать­ся друг от дру­га по силе выра­жен­но­го в них чув­ства.

Говорящий может выра­зить радость, вос­хи­ще­ние, огор­че­ние, страх, воз­му­ще­ние, злость, раз­дра­же­ние и пр.

Это про­яв­ля­ет­ся в уст­ной речи с помо­щью осо­бой инто­на­ции, более напря­жен­ной, повы­шен­ной. В пись­мен­ной речи вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние обо­зна­ча­ет­ся с помо­щью вос­кли­ца­тель­но­го зна­ка.



Предложения могут про­из­но­сит­ся спо­кой­ным ров­ным тоном. По силе выра­жен­но­го чув­ства это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. Предложение может про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, пере­да­ю­щей силь­ное чув­ство.

Сравним:

Расцвели в саду ябло­ни (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

Зайдешь в сад, а там рас­цве­ли ябло­ни! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние).

По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке вос­кли­ца­тель­ны­ми могут быть все виды пред­ло­же­ний, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по цели выска­зы­ва­ния.

Понаблюдаем:

Я хочу тан­це­вать (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Я хочу тан­це­вать! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты не выучил это пра­ви­ло? (вопро­си­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)

Разве ты еще не выучил это пра­ви­ло?! (вопро­си­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но (побу­ди­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное)


Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но! (побу­ди­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное).

Средства передачи восклицания

Кроме осо­бой инто­на­ции, кото­рая исполь­зу­ет­ся в вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях, в рус­ском язы­ке суще­ству­ют спе­ци­аль­ные «вос­кли­ца­тель­ные сло­ва»:

  • ну, вот, что за, как, же, пусть, вишь (части­цы);
  • ах, ох, эх, ого, увы, тьфу (меж­до­ме­тия);
  • какой, кто, каков, сколь­ко, как, куда (место­име­ния и наре­чия).

Что за глаз­ки!

Каков кра­са­вец, про­сто загля­де­нье!

Вот ты какой, ока­зы­ва­ет­ся!

Как ярко све­тит солн­це!

Кто тут так весе­ло сме­ет­ся?!

Ах, какие мы шуст­рые!

Ну, и зачем ты мне об этом гово­ришь?!

Примеры восклицательных предложений в литературе

Восклицательные пред­ло­же­ния не встре­тишь в науч­ном тек­сте. А вот в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные пред­ло­же­ния охот­но исполь­зу­ют писа­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях для пере­да­чи раз­лич­ных чувств.

Увы, на раз­ные заба­вы я мно­го жиз­ни погу­бил! (А. С. Пушкин).


Ох, тяже­ла ты, шап­ка Мономаха! (А. С. Пушкин).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (А. Тютчев).

Ох, и кра­со­та! (П. П. Бажов).

Раззудись, пле­чо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).

Москва…как мно­го в этом зву­ке для серд­ца рус­ско­го сли­лось! Как мно­го в нём ото­зва­лось! (А. С. Пушкин).

Восклицательные и побудительные предложения чем отличаются?

    Побудительное .

    Все предложения — это высказывания. Не бывает никаких других предложений. Все эти высказывания имеют цель. На этой почве, все предложения (по цели высказывания) делятся на:

    1. Повествовательные (чтобы рассказать).
    2. Вопросительные (чтобы спросить).
    3. Побудительные (чтобы на что-то побудить).

    Все эти предложения могут быть восклицательными (с ! в конце) или невосклицательными (без ! в конце). Побудительное предложение тоже может быть восклицательным или невосклицательным, но оно всегда побуждает — советует, рекомендует, приказывает, призывает к действию:

    1. А ну-ка быстро иди ко мне!
    2. Отстань, Прокофьич, — дурно мне, помираю…

    Восклицательные .

    Это предложения, которые выражают яркую эмоцию и имеют в конце !. Нет восклицательных предложений без восклицательного знака в конце. Восклицательные предложения могут быть побудительными, а могут и нет:

    1. Эх, хорошо зимой в дубовом лесу-то бывает! (не побудительное)
    2. Да что же ты привязался ко мне, как клещ весенний?! (не побудительное)
    3. Стоять всем! (побудительное)
  • Начнем с побудительных предложений.

    В предложениях такого вида происходит побуждение к какому-то действию. Их можно назвать предложениями-приказами.

    Не спеши принимать решение, подожди Лешу!

    Идем-ка в гости!

    Думай, Егор, думай!

    Забери ребенка.

    Восклицательные предложения это тип деления предложений по интонации. Они могут быть побудительными тоже.

    Какой здесь воздух!

    Как легко дышится на свободе!

    Удивительно!

    Примеры побудительных предложения с !.

    В зависимости от цели высказывания предложения подразделяем на повествовательные, вопросительные и побудительные. В побудительных предложениях выражается побуждение к действию, оформленное в виде приказа, просьбы, призыва, совета.

    Не садись на пенек, не ешь пирожок.

    Хлеб-соль ешь, а правду режь.


    Сходил бы ты на огород за огурчиком,сынок.(Сходил бы = сходи).

    Как видите,в побудительном предложении сказуемое может быть глаголом в форме повелительного или условного наклонения (в значении повелительного).

    Стоять! (инфинитив в роли повелительного наклонения).

    Давай присядем здесь.(частица давай + глагол в форме 1 лица множественного числа).

    По эмоциональной окраске разделим предложения на восклицательные и невосклицательные.

    В восклицательных предложениях мы выразим радость, восторг, гнев, страх, возмущение и др. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения, то есть эти виды предложений произносятся с дополнительной экспрессией.

    Как хорошо в лесу!(повествовательное восклицательное предложение). Пойдем в лес!(побудительное восклицательное предложение).

    Для выражения восклицания используем местоимения и наречия в роли усилительных частиц.

    Какие красивые березы! Сколько солнца вокруг! Чем любоваться тут?!

    Восклицательные предложения.

    Когда мы используем подобные предложения в речи, то хотим выразить какие-нибудь особенные чувства или эмоции, в том числе как положительные, так и отрицательные.

    Например: Я очень люблю кататься на горных лыжах! (то есть тут выражается чувство сильной привязанности к чему-либо)

    Или: Вот чрт, как же больно! (здесь описываются негативные чувства).

    Побудительные предложения

    Призывают совершить определнное действие. Побудительные предложения вполне могут быть и восклицательными, так как такие предложения зачастую передают какие-то эмоции.

    Например: Иди сюда!


    Восклицательные предложения используются для передачи сильных чувств и эмоции говорящего.

    Восклицательные предложения выражают: восторг,радость,гнев,волнение, удивление,страх и другие ярко выраженные чувства. В конце предложения всегда ставится восклицательный знак.

    Например:

    От карусели мы в полном восторге!

    Он так подло со мной поступил!

    Ух,как тут хорошо!

    Фу,какая неожиданность!

    Побудительные предложения -это предложения,которые побуждают к действию.

    Побудительные предложения содержат в себе- совет,просьбу,запрет.

    Например:

    Дети не перестаньте шуметь, пожалуйста.

    Учитесь хорошо!

    Дети слушайте слова маму!

    Быстро убери за собой!

    Я сейчас приеду,встречай меня.

    Побудительные предложения обычно являются восклицательными. Пример побудительного предложения: Давайте стремиться к светлому будущему! А восклицательные предложения являются выражениями эмоций. Радости, страха, восторга… И не обязательно мотивируют что-то делать.

    Восклицательное предложение подразумевает в его окончании наличие восклицательного знака, который подчркивает торжественность или же яркость выражения эмоций. Например: Мы победили!


    Что же касается побудительных предложений, то они по смыслу побуждают человека к чему-либо, то есть в них содержится либо просьба, либо приказ.

    Так вот побудительное предложение может иметь яркую эмоциональную окраску и быть поэтому восклицательным, но может и не быть восклицательным, так как эмоции могут нести ровный и спокойный тон. А вот восклицательное предложение обязательно имеет в конце восклицательный знак, иначе оно будет уже отнесено к не восклицательному.

    В побудительном предложении высказываются просьбы, приказы, побуждения что-либо сделать. Например: Стоять! Принеси мне синюю папку. Давай присядем на дорожку. — это побудительные предложения. Они не обязательно являются воцклицательными (второе и третье предложения невоцклицательные, но побудительноы). В конце побудительного предложения не всегда стоит воцклицательный знак.

    Воцклицательные и невоцклицательные предложения — это разделение предложений по эмоциональной окраске. Одно и то же предложение может быть как воцклицательным, так и невоцклицательным. Например, сравните: Весна пришла. Или: Весна пришла!

    Воцклицательное предложение может быть как побудительным: Встать! Так и повествовательным: Как солнечно сегодня! Так и вопросительным: Как это нет?!

  • Побудительное предложение — это предложение с яркой репликой, которое побуждает человека к действию. Например:

    • А ну-ка, сделай свой коронный переворот с кульбитом!
    • Давай, ты может все, я верю, что ты пробежишь эту дистанцию!

    А , это предложения восхищения:

    • Ах, какая осень золотая!
    • Ах, эта женщина, меня сума свела!
    • Какой восхитительный фильм, игра актеров поражает!

Восклицательные предложения в английском языке

Итак, в устной речи мы часто передаем наше настроение с помощью тона. Для письменной же имеется восклицательный знак — «!».

Именно он дает понять, что предложение несет в себе некий эмоциональный заряд. Мы часто используем восклицательные предложения, чтобы дать волю тому, что, как говорится, накипело. С их помощью мы выражаем удивление, шок, радость и другие сильные чувства.

За счет чего достигается этот эффект? Во-первых, мы добавляем определенные слова («какой», «что за», «ну и » и другие), во-вторых, мы меняем порядок слов: к примеру, мы говорим «Ну и умный же ты!», а не «Ну и ты умный!».

Как же обстоят дела в английском?

В английском языке подобные предложения тоже существуют. И, прямо как в русском, «эмоциональность» в них возникает благодаря:

  • Дополнительным словам
    What — что?
    How — как?
  • Изменению порядка слов

Рассмотрим несколько типов восклицательных предложений в английском.

1. Восклицания с «What..!» («Какой..!»)

1. Схема предложения #1:

Здесь нет ничего сложного: мы просто ставим предмет после what .

2. Схема предложения #2

Мы также можем впридачу к нашему предмету поставить действие. Действие ставится после предмета:

2. «Не правда ли?»

Иногда нас так сильно переполняют эмоции, что мы ждем от собеседника, что он их разделит. Допустим, мы высказываем некое наблюдение, например:

Когда мы ожидаем, что собеседник с нами скорее всего согласится, мы добавляем к этой фразе словечки вроде «ведь», «правда», «не правда ли», «скажи»:

По-английски все эти словечки сводятся к одной единственной конструкции, которая подсоединяется в качестве «хвостика» в конец предложения. Мы берем основной вспомогательный глагол, указывающий на время (is/was/will be) и отрицаем его:

Если же у нас было предложений с действием, то нам этот глагол придется «вытащить», в зависимости оттого, какое было время.

Если настоящее — то вытаскиваем do .

Если прошедшее — вытаскиваем did .

Если будущее — will .

Такой «хвостик» хорошо присоединять к восклицаниям с what :

Подробнее о таких вопросах читайте в нашей статьей.

3. Восклицания с «How..!» («Как..!», «До чего..!»)

В отличие от what , how присоединяет к себе только прилагательные (то есть, слова, обозначающие признаки).

Однако мы можем несколько усложнить такие восклицания. Для этого нам понадобится конструкция, которая позволяет дать оценку действию. Например:

По английски это выражается с помощью конструкции:

Примеры:

Если мы хотим наполнить эти фразы эмоциями с помощью «How», то порядок должен быть следующим:

Примеры:

Вот мы и разобрали основные типы восклицаний в английском языке. Используйте их, и ваша речь станет живее и разнообразней! 🙂

В отличие от what, how присоединяет к себе только прилагательные (т.е., слова, обозначающие признаки).

Задание на закрепление

Перед вами нейтральные фразы на английском. Сделайте из них восклицательные!

1. It is a high price for such a small flat.
2. It is impolite.
3. We were happy after our victory.
4. I met a strange man today.
5. He gave me good advice.
6. So, Tom is late again. It’s unsurprising.
7. This present is wonderful.
8. It will be great to live on Manhattan.

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси-тельного предложения — сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах.

В оформлении вопросительного предложения используются осо-бые языковые средства:

  • вопросительные местоимения (что, какой, который, чей и т.п.),
  • вопросительные частицы (ли, неужели и т.п.),
  • особая интонация.

На письме в конце вопросительного предложения ставится вопро-сительный знак.

Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Цель общевопросительных предложений — узнать о ситуации в целом. Ответом на них будет да или нет. Напри-мер: Вы читали эту книгу? Частновопросительные предложения за-прашивают какую-то конкретную информацию о действующем лице, о признаке, количестве и т.п., т.е. говорящий, зная о ситуации в целом, хочет выяснить некоторые подробности: Что Вы думаете об этом? Как Ваши дела? Частновопросительные предложения активно исполь-зуют вопросительные слова и частицы.

Особую группу представляют альтернативные вопросы, которые по форме похожи на общевопросительные предложения (нет вопроситель-ных местоимений), но ответ на них не может быть дан в виде подтверж-дения (да) или отрицания (нет): Твой брат школьник или студент?

Существуют вопросительные предложения, которые не подразуме-вают ответ, а выражают различные модально-экспрессивные значения. По форме они представляют собой вопросительные предложения, но по содержанию являются утверждением или отрицанием чего-либо, побуждением к действию и др. Это риторические вопросы (часто экспрессивно-эмоционального характера). Например: Разве можно так относиться к родной матери?!

Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, его чувства по отношению к сообщению (радость, волнение, возмуще-ние, удивление и т.п.). Восклицательными, то есть имеющими эмоциональную окраску, могут быть любые предложения по цели высказыва-ния: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Невосклицательные предложения Восклицательные пред-ложения
Повествовательные предложения У тебя красивая дочь. Какая красивая у тебя дочь!
Вопросительные предложения Ты сможешь прийти завтра? Неужели ты сможешь прийти завтра?! Разве ты сможешь прийти завтра?!
Побудительные предложения Расскажи, пожалуй-ста, ребенку сказку. Ну расскажи же ребен-ку сказку!

В оформлении восклицательного предложения используются разные средства: восклицательные или усилительные частицы (ну, же, неужели и т.п.), особый тип интонации (большая интенсивность произнесения, повышение основного тона к концу фразы и т.п.). В конце восклицатель-ного предложения на письме ставится восклицательный знак.

Невосклицательные предложения — нейтральные предложения, без эмоциональной окраски. Материал с сайта

Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения — воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать. Этому типу предложений свойственна специфическая интонация, которая изменяется в зависимости от того, ка-кой вид побуждения реализуется: просьба, совет, предупреждение и т.п.

В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине лю-бимой, всё любя, спокойно умереть! (С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения воле-изъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п. Например: "Пусть всегда будет солнце!", " Вы не могли бы закрыть дверь?", " Помолчать бы тебе!", " А ну, марш спать!", " Тихо! Вон!" и др.

На письме в конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какая красивая книга повествовательной или побудительной
  • может ли предложение быть вопросительным и не восклицательным
  • повествовательное, восклицательное, вопросительное, побудительное предложение для детей 1 класс
  • роль побудительных предложений в тексте сочинение
  • будем же надеяться,что это побудительное предложение

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.